Версия для слабовидящих: ВКЛЮЧИТЬ ВЫКЛЮЧИТЬ
Размер шрифта: КРУПНЫЙ / СРЕДНИЙ / МАЛЕНЬКИЙ
версия для слабовидящих

Н.Л. Тулунина

МУЗА КРАСНОЯРСКИХ ПИАНИСТОВ

В ноябре 2013 года исполнилось бы 100 лет заслуженному работнику культуры России, замечательной пианистке и педагогу Надежде Леонидовне Тулуниной, сыгравшей выдающуюся роль в развитии музыкальной культуры Красноярского края.

Имя Тулуниной олицетворяет, прежде всего, бескорыстное, трепетное служение Музыке, которое она пронесла через всю жизнь. Будучи талантливым педагогом, Надежда Леонидовна невольно «заражала» учеников беззаветной преданностью и страстной любовью к музыкальному искусству.

Из воспоминаний старейшего преподавателя колледжа Клары Борисовны Нестеровой:

«Ядумаю, что главным человеком, который определил судьбу не только фортепианного отделения, но и всего училища, была, конечно, Надежда Леонидовна Тулунина.

       Не каждому училищу в Сибири повезло так, как повезло нам. В 1944 году после окончания Ленинградской консерватории и, вероятно, спасаясь от войны, в Красноярск приехала молодая и энергичная пианистка Тулунина. Обладая феноменальной одаренностью, она вполне могла остаться в аспирантуре, могла стать концертирующим музыкантом, солисткой. Но она выбрала педагогику, выбрала нас и прожила с нами всю свою жизнь. Свой великий исполнительский талант Надежда Леонидовна реализовала, выступая в концертах в те годы, когда в Красноярске еще не было филармонии. По масштабу дарования она тяготела к большим полотнам: Сонаты Бетховена, «Симфонические этюды» Шумана, фортепианные концерты и прелюдии Рахманинова, произведения Листа для фортепиано. Вот это было ей «по плечу». Кроме того, она была прекрасным ансамблистом. Со своим мужем виолончелистом Ильковским и скрипачем Буяновым Надежда Леонидовна переиграла почти всю доступную им тогда ансамблевую музыку. Это были праздники для нас: фортепианные трио Чайковского (памяти Николая Рубинштейна), Рахманинова (памяти Чайковского), Шостаковича (памяти Соллертинского) – ведь гастролеры в послевоенное время почти не появлялись; грамзаписи были редки, единичны; телевидение еще не родилось и, если мы что-то и могли услышать, то только по радио.  

И в педагогике Надежда Леонидовна творила чудеса. Она за свою жизнь, по самым скромным подсчетам, обучила 156 человек, из которых 56 получили высшее образование. Это без учета тех, кто прошел через ее руки в классе камерного ансамбля, который она очень любила.

По прошествии многих лет, анализируя «издалека», поражаешься тому как Надежда Леонидовна, годами никуда не выезжая, сохраняла удивительное чувство современности. Все мы, ее ученики, приезжая обучаться в консерваторию, никогда не ощущали себя провинциалами. С нами всегда были ее точность прочтения стилей, ощущение свежести и современности этого прочтения. Любой композитор, вся фортепианная литература для ее учеников – открытая книга. Даже не очень одаренный студент, попадавший в ее класс, к окончанию училища всегда играл очень хорошо. Я считаю, сто Надежда Леонидовна – это эпоха. С ее именем, безусловно, связано развитие фортепианного дела и в крае, и во всем регионе».

 
Joomla 1.7 Templates designed by College Jacke