Версия для слабовидящих: ВКЛЮЧИТЬ ВЫКЛЮЧИТЬ
Размер шрифта: КРУПНЫЙ / СРЕДНИЙ / МАЛЕНЬКИЙ
версия для слабовидящих

Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2014 по 2020 гг.

 
I. Основные проблемы функционирования системы музыкального образования на 
современном этапе 
На протяжении более чем двухсотлетней истории российского отечественного музыкального образования была сформирована уникальная система по подготовке профессиональных музыкантов и приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству. В основу содержания системы музыкального образования положены исторически сложившиеся и апробированные традиции обучения детей и молодежи на лучших образцах классической и народной музыки. В настоящее время в стране имеется развитая сеть образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства и педагогики (3089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних и 45 высших учебных заведений), находящихся в ведении не только органов управления культурой всех уровней, но и органов управления образованием. Так, например, в ведении Минобрнауки России находятся 23 вуза, реализующих программы в области музыкального искусства, а также педагогические вузы, осуществляющие подготовку учителей музыки для общеобразовательных школ. Исторический опыт позволяет определить  систему музыкального образования  как совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ в области музыкального искусства и педагогики, направленных как  на подготовку профессиональных музыкантов, так и на распространение в обществе знаний о музыкальном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, её духовности, 
интеллектуального и эмоционального богатства. Многие десятилетия система российского музыкального образования развивалась в двух направлениях, при этом центрами по подготовке кадров этой системы являлись музыкальные вузы. Первое направление связано с подготовкой профессиональных кадров, основанной на взаимосвязи 3-х этапов обучения  –  в детской школе искусств (музыкальной школе), музыкальных училищах (колледжах искусств) и музыкальных вузах (консерваториях, вузах искусств). С целью совершенствования исполнительского мастерства и подготовки преподавателей высшей квалификации для музыкальных вузов у наиболее талантливой молодежи имеется возможность обучаться в вузовских ассистентуре-стажировке, а у будущих научных работников – аспирантуре. Сама практика музыкального образования доказала, что становление музыканта-исполнителя, дирижера, композитора, преподавателя, музыковеда и учителя музыки в силу особенностей 
профессионального (психоэмоционального, физиологического) развития личности должно осуществляться на протяжении 17-19 лет посредством реализации в образовательных организациях преемственных образовательных программ. Основа такой трехуровневой модели подготовки профессиональных музыкантов была заложена в конце XIX века активной педагогической деятельностью и теоретическими изысканиями великих российских музыкантов-исполнителей и композиторов, а также благодаря организаторской и методической деятельности Императорского российского музыкального общества. Эта модель была сохранена, развита и приобрела общегосударственное значение в советский период истории 
нашей страны. Результатом явилось безусловное лидерство отечественных музыкантов-исполнителей на мировой концертной эстраде, а отечественный опыт по подготовке музыкантов стал примером для ряда зарубежных стран. Второе направление в системе российского музыкального образования связано с массовым приобщением детей к музыкальному творчеству, получившее наибольшее развитие во второй 
половине ХХ века в общеобразовательных школах и развитой сети досуговых (клубных) 
учреждений. Детские хоровые коллективы, духовые оркестры, вокально-инструментальные 
ансамбли были в стране массовым явлением. Несмотря на свою культурно-историческую значимость, система российского музыкального образования на протяжении последних двух десятилетий переживала сложный период, вызванный рядом  законодательных, управленческих, содержательных, кадровых, материально-технических проблем. Большой вклад в сохранение системы российского музыкального образования внесла Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р, а в 2011 году в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, направленные на сохранение многоуровневого музыкального образования (детские школы искусств получили возможность реализовывать предпрофессиональные программы, одаренные дети обучаться по интегрированным программам, а наиболее талантливая молодежь – в ассистентуре-стажировке). В последнее время стал повышаться статус преподавателя деткой школы искусств, началась постепенная модернизация материально-технической базы школ искусств, разрабатываются и внедряются в практику новые образовательные программы, увеличилось количество творческих мероприятий для детей и молодежи, внимание  стало уделяться и повышению квалификации преподавателей школ искусств. 
Однако, обозначенные в Концепции 2008 года общие для образования в сфере культуры и искусства проблемы, цели и задачи не затронули наиболее важные для российской системы музыкального 
образования вопросы, среди которых: 
1) недостаточное понимание основополагающего значения музыкального искусства и творчества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, особенно на региональном и муниципальном уровнях; 
2) отсутствие вертикали  межотраслевого взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по вопросам музыкального образования; 
3) неукомплектованность региональных и муниципальных симфонических оркестров музыкантами-
оркестрантами; 
4) кадровый дефицит преподавателей и концертмейстеров в детских музыкальных школах сельской местности, музыкальных училищах (в первую очередь преподавателей историко-теоретических 
дисциплин, а также по классам струнных, духовых, ударных инструментов: в настоящее время в стране около 10 тысяч вакансий педагогических ставок в ДШИ); 
5) прогрессирующее уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих 
музыкальных специальностей (по классам оркестровых духовых, ударных и струнных инструментов, 
на хоровых и историко-теоретических  отделениях: за последние 10 лет количество детей, 
обучающихся на хоровых отделениях в ДШИ, уменьшилось на 11 тыс.человек, а обучающихся на 
струнных инструментах – 35 тысяч, при общем увеличении количества детей в ДШИ на 150 тысяч 
человек); 
6) снижение качества подготовки выпускников музыкальных училищ, музыкальных и педагогических 
вузов по причине снижения уровня подготовки выпускников в детских школах искусств, превращения 
ДШИ в досуговые учреждения; 
7) рассредоточение профессиональной подготовки музыкантов по непрофильным вузам, невысокий 
уровень подготовки учителей музыки в вузах педагогической направленности; 
8) отсутствие в большинстве общеобразовательных школ различных форм детского музыкального 
творчества  –  детских хоров, инструментальных и вокальных  ансамблей, духовых, народных, 
эстрадных оркестров. 
Данное состояние системы российского музыкального образования не соответствует 
государственным интересам, не гарантирует поступательного развития российской культуры и 
образования и не способствует сохранению их самобытности. 
II. Цели и задачи Программы, а также меры по их достижению и решению 

{spoiler title=читать далее}Основным фактором успешного социально-экономического развития страны является возрастание 

роли человеческого капитала, что отмечено в «Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной 
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также Указе 
Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в 
интересах детей на 2012-2017 годы». 
Учитывая, что стратегической целью социально-экономического развития страны на период до 2020 
года является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего 
статусу России как ведущей мировой державы XXI века, профессиональное музыкальное 
образование и массовое приобщение  подрастающего поколения к музыкальному творчеству 
приобретает особое значение. Развивая умственные способности человека, воздействуя через эмоциональную активность 
личности на ее интеллект, музыкальное образование способствует формированию у 
подрастающего  поколения духовно-нравственных ориентиров, гуманистического мировоззрения, 
толерантности, развитого эстетического вкуса и проявлению творческой активности. Такое 
понимание значимости музыкального образования делает актуальным развитие системы 
музыкального  образования в исторически сложившихся двух ее направлениях − подготовке 
профессиональных музыкантов и широком охвате детей музыкальным творчеством. 
В этой связи целями настоящей Программы являются: 
1) создание инновационной модели стратегического управления системой российского 
музыкального образования, обеспечивающей ее бескризисное функционирование; 
2) повышение качества подготовки музыкантов, в том числе учителей музыки; 
3) привлечение к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей. 
Для достижения целей Программы  в административно-управленческой области  необходимо 
решение следующих задач: 
1. Обеспечить вертикаль управления и межведомственного взаимодействия федеральных, 
региональных и муниципальных органов власти в области музыкального образования и педагогики 
путем: 
заключения соглашения между Минкультуры России и Минобрнауки России о взаимодействии по 
вопросам развития музыкального образования и педагогики, массового приобщения подрастающего 
поколения к музыкальному творчеству; 
создания при Минкультуры России Координационного совета по музыкальному образованию, 
деятельность которого должна быть направлена на обеспечение межотраслевого взаимодействия 
органов власти разного уровня, выработку основных предложений по повышению качества 
музыкального образования и педагогики, в т.ч. путем координации проведения общественно-
профессиональной аккредитации образовательных программ в области музыкального искусства и 
педагогики, качества проведения международных и всероссийских творческих мероприятий для 
детей и молодежи. 
В области методической, творческой и просветительской деятельности необходимо решить 
пять основных задач: 
1. Обеспечить преемственность и качество реализации образовательных программ в области 
музыкального искусства и педагогики, для чего необходимо: 
создать на базе музыкальных вузов методические центры («зоны территориальной 
ответственности») для обеспечения методической и творческой координации деятельности детских 
школ искусств, музыкальных училищ, музыкально-педагогических отделений (факультетов) 
педагогических училищ и вузов, общеобразовательных школ, 
разработать систему мер, позволяющих предоставлять право на подготовку профессиональных 
кадров в области музыкального искусства и педагогики только образовательным организациям со 
сложившимися творческими школами, имеющим высокопрофессиональный кадровый потенциал и 
соответствующие материально-технические условия, 
разработать механизм по творческому и методическому взаимодействию детских школ искусств с 
дошкольными организациями и общеобразовательными школами с целью отбора музыкально 
одаренных детей, 
обеспечить прохождение студентами музыкальных училищ и музыкальных вузов педагогической 
практики в общеобразовательных школах и детских школах искусств, 
установить обязательные требования к содержанию выпускных экзаменов по 
предпрофессиональным образовательным программам, приемных испытаний и выпускных 
экзаменов по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования 
в области музыкального искусства и педагогики. 
Решение данной задачи невозможно и без кардинальной модернизации материально-технической 
базы образовательных организаций, в первую очередь регионального и муниципального уровней. 
Следует отметить, что последние годы финансирование большинства региональных  и 
муниципальных детских музыкальных школ и музыкальных училищ осуществляется по остаточному 
принципу: в образовательных организациях не обновляется парк музыкальных инструментов, не 
выделяются необходимые средства на пополнение библиотечных фондов, повышение квалификации педагогических работников, проведение творческих и просветительских 
мероприятий. 
В этих условиях целесообразно использовать программно-целевой подход в финансовой 
поддержке детских школ искусств и музыкальных училищ на региональном уровне. 
2. Повысить качество проводимых на территории страны творческих мероприятий (конкурсов и 
фестивалей) в области музыкального искусства, поскольку «конкурсомания», захлестнувшая 
детскую и юношескую аудиторию, не способствует полноценной реализации учебного процесса и 
неблагоприятно отражается на личности ребенка. Для этого необходимо: 
определить перечень проводимых на территории Российской Федерации приоритетных 
всероссийских и международных творческих конкурсов и фестивалей, лауреатам которых будет 
дано право поступления на льготных условиях в музыкальные училища и музыкальные вузы, а 
педагогическим работникам, участвующим в подготовке лауреатов конкурсов и фестивалей  – 
льготные условия при прохождении аттестации, а также стимулирующие надбавки к заработной 
плате, 
проводить общественно-профессиональную экспертизу творческих конкурсов и фестивалей, 
проводимых за счет федеральных и региональных средств. 
С целью популяризации детского хорового пения, музыкального исполнительства на струнных, 
духовых и народных инструментах при проведении отбора творческих мероприятий необходимо 
предусмотреть ежегодное проведение всероссийских и региональных конкурсов детских хоровых 
коллективов, детских духовых, народных и камерных оркестров с предоставлением права 
лауреатам конкурсов участия во всероссийских творческих школах для одаренных детей. 
3. Обеспечить профессиональными кадрами региональные и муниципальные творческие 
коллективы, педагогические коллективы детских школ искусств и музыкальных училищ путем: 
оптимизации государственного заказа на подготовку профессиональных кадров в области 
музыкального искусства и педагогики с приоритетом подготовки специалистов по оркестровым 
специальностям, истории и теории музыки, музыкальной педагогики, 
расширения практики целевой подготовки исполнительских и педагогических кадров в музыкальных 
вузах для нужд региональных и муниципальных образовательных организаций и учреждений 
культуры, особенно сельской местности, 
привлечения к педагогической и творческой деятельности музыкальных вузов специалистов 
зарубежных стран, в первую очередь в области оркестрового исполнительства, дирижирования и 
вокального искусства, 
установления перечня образовательных программ в области музыкального искусства, по которым 
обучающимся будет дано  льготное право на прохождение альтернативной военной службы, 
снижение стоимости оплаты за проживание в общежитии, снижение стоимости оплаты за обучение 
в случае его получения на платной основе, 
создания при музыкальных училищах и вузах структурных подразделений по реализации 
образовательных программ в области музыкального искусства предшествующего уровня подготовки 
с целью отбора и дальнейшей профессионализации наиболее одаренных детей и молодежи. 
4. Возродить практику функционирования в общеобразовательных школах хоровых коллективов, 
духовых оркестров и других коллективных форм детского музыкального творчества. Для решения 
данной задачи необходимо: 
разработать и внедрить в практику деятельности общеобразовательных школ комплекс учебно-
методических материалов по реализации учебного предмета «музыка», а также деятельности 
детских творческих коллективов во внеурочное время, 
возродить практику ежегодных проведений среди общеобразовательных школ детских и юношеских 
смотров (конкурсов, фестивалей) хорового пения, 
осуществлять повышение квалификации учителей музыки на базе музыкальных вузов. 
5. Обеспечить информационную поддержку системе российского музыкального образования путем: 
создания общероссийской научно-методической информационной базы данных по музыкальному 
образованию, разработки учебно-методической литературы, в том числе в электронном виде, инновационных 
образовательных программ и технологий, 
активного привлечения средств массовой информации к пропаганде музыкального искусства и 
образования для усиления их позитивного влияния на культурную жизнь современного российского 
общества. 
III. Планируемые результаты и предварительная оценка эффективности реализации 
Программы 
Понимание на государственном уровне значимости развития системы российского музыкального 
образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения должно привести к 
полноценному осуществлению ею важнейших социально-культурных функций: 
1) сохранения и приумножения ценностей отечественной музыкальной культуры и дальнейшего 
возвышения ее роли в мире; 
2) удовлетворения общественно-культурной потребности в профессиональных кадрах; 
3) приобщение к музыкальному искусству и творчеству наибольшего количества детей и молодежи 
с целью формирования духовно-нравственного общества, «человеческого капитала» страны – не 
менее 40 процентов к 2020 году от общего числа детей необходимо привлечь к освоению во 
внеурочное время общеразвивающих программ и участию в творческих коллективах 
общеобразовательных школ. 
Бескризисное функционирование системы российского музыкального образования усилит 
взаимодействие всех звеньев и уровней музыкального образования. Укрепление отраслевой 
вертикали управления системой российского музыкального образования позволит восстановить 
ранее существовавшие тесные профессиональные  связи детских школ искусств, музыкальных 
училищ и вузов как между собой, так и с организациями культуры и общеобразовательными 
школами, что, несомненно, позволит ликвидировать кадровый дефицит по ряду музыкальных 
специальностей, обеспечить приток молодых  специалистов в региональные и муниципальные 
оркестры, педагогические коллективы, а также реализовывать на высоком уровне основные и 
дополнительные образовательные программы в области музыкального искусства и творчества, 
музыкальной педагогики. 
Основой системы российского музыкального образования будет являться развитая сеть детских 
школ искусств, выполняющая основную функцию по созданию условий для творческого развития 
музыкально одаренных детей при реализации предпрофессиональных образовательных программ, 
направленных на: 
формирование заинтересованной и грамотной аудитории слушателей и зрителей, способной к 
адекватному и критическому восприятию произведений музыкального искусства, самостоятельному 
любительскому музицированию; 
формирование у обучающих основ  исполнительского мастерства и необходимого объема 
теоретических знаний, позволяющих в дальнейшем осваивать профильные образовательные 
программы среднего профессионального и высшего образования. 
Детские школы искусств, музыкальные училища и музыкальные вузы  станут очагами широкой 
пропаганды музыкального искусства в обществе, в том числе и в общеобразовательных школах. 
Повысится качество музыкального образования и педагогики за счет: 
обеспечения взаимодействия образовательных организаций разного уровня и ведомственной 
принадлежности по всем основным видам деятельности (образовательной, творческой, 
методической), 
обеспечения общественно-профессионального контроля за подготовкой кадров,  в том числе в 
детских школах искусств, 
установления минимума содержания (единых профессиональных требований) к вступительным 
творческим испытаниям и выпускным экзаменам для музыкальных училищ, музыкальных и 
педагогических вузов с учетом содержания преемственных образовательных программ в области 
музыкального искусства и музыкальной педагогики. 
Повысится качество подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ, в которых 
возродятся различные формы массового детского музыкального творчества. При музыкальных училищах в качестве структурных подразделений будут созданы детские 
музыкальные школы для особо одаренных детей, что позволит не только пополнять круг 
обучающихся по наиболее дефицитным специальностям − оркестровым струнным, духовым и 
народным инструментам, теории музыки, но и разрабатывать и внедрять экспериментальные 
методики и технологии по обучению одаренных детей. 
Музыкальные вузы станут научными и методическими центрами, определяющими основные 
аспекты деятельности организаций музыкального образования и педагогики. Деятельность 
музыкальных вузов будет направлена не только на подготовку исполнительских и педагогических 
кадров для организаций культуры (концертных организаций, театров, творческих коллективов) и 
образовательных организаций, но и функционирование и развития музыкального искусства в 
современных социально-культурных условиях посредством подготовки звукорежиссеров, 
менеджеров, специалистов в области рекламы, работников средств массовой информации. 
Большую роль в создании положительного имиджа системы российского музыкального образования 
станут играть средства массовой информации, заинтересованные в выполнении своей 
воспитательной роли и просветительской функции по пропаганде классического и современного 
музыкального искусства, эффективных  методик и технологий по обучению и привлечению 
подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству. 
Развитая система российского музыкального образования страны, отвечающая самым высоким 
современным требованиям  –  социальным, профессиональным, правовым и материально-
техническим, может стать образцом активного участия образовательных организаций и организаций 
культуры в построении более совершенного общества будущего  –  общества, нацеленного не на 
потребление, а на устойчивое развитие и духовное совершенствование. 
С целью оценки результатов реализации настоящей Программы будет ежегодно проводиться 
мониторинг образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области 
музыкального искусства и педагогики, а также общеобразовательных школ по реализации 
общеразвивающих программ и функционированию детских коллективов музыкального творчества.  
 

{/spoiler}

 
 
Joomla 1.7 Templates designed by College Jacke